Стернина О.В.
Зоопсихолог, зоотехник-кинолог,
Полковник внутренней службы МЧС России
Несмотря на то, что тип нервной системы собаки является врожденным свойством, тем не менее, он формируется в тесной зависимости от условий ее существования [1]
Часть жизни собаки от рождения до полового созревания можно разделить на 4 периода: период новорожденности – первые 12 дней, переходный период – 2 и 3 недели, период социализации – с 4 по 9 неделю и ювенальный период – с 10 по 32 неделю.
Наиболее критическими для становления нервной системы являются период социализации и начало ювенального периода, т.е. возраст с 4 по 10 неделю.[2]
Таким образом, возраст от 1 до 3 месяцев – это тот период, который является решающим в формировании нервной системы собаки, формировании ее взаимодействий с окружающим миром. От того, насколько правильным и полноценным будет ее содержание и выращивание в этот период, зависит успешность дальнейшего ее общения, как с сородичами, так и с представителями других видов, в т.ч. и с людьми. В этот период происходят наиболее яркий импринтинг на различные события, который проявляется определенной реакцией на всю дальнейшую жизнь собаки. В зависимости от того, какое событие вызвало эмоцию, реакция может быть как положительной, так и отрицательной. Бороться с негативными проявлениями импринтинга, произошедшего в возрасте 1-3 месяцев крайне сложно [3].
Что же необходимо для правильного развития психики щенка? В первую очередь это общение с матерью и однопометниками. Только сука может научить щенка правилам общения с сородичами, научить демонстрационному поведению, научить понимать и адекватно реагировать на поведение других собак. На важность же общения с однопометниками неоднократно указывал в своих лекциях и известный этолог, д.б.н. Я.К. Бадридзе. По результатам проведенных экспериментов щенки псовых, имеющие возможности совместных игр с ровесниками, в дальнейшем показывали более высокие результаты по решению сложных задач на протяжении длительного времени.[4]
Какая же ситуация складывается при нахождении щенка в зоомагазине.
Первое – это полная изоляция. Сидя в боксе щенок полностью лишен общения с сукой и однопометниками, а, следовательно, лишен возможности обучаться видовому демонстрационному поведению, лишен возможности развивать свои когнитивные способности. Восполнить этот пробел в знаниях практически не возможно, и требует серьезной коррекционной работы специалиста, поскольку нахождение щенка в этом возрасте в изоляции, ведет к его неадекватному поведению в дальнейшем при общении с другими собаками, проявляющемуся в немотивированном страхе или повышенном уровне агрессии по отношению к сородичам, вызванные непониманием их поведения.
Отсутствие полноценных игр с ровесниками снижает, как говорилось выше, когнитивные возможности животного, снижает способность к решению относительно сложных задач, что в свои очередь отражается на способность к обучению в дальнейшем, а соответственно – снижает возможность управлять поведением собаки во взрослом возрасте, что может иметь крайне негативные последствия при проживания животного в условиях мегаполиса.
Отсутствие полноценных прогулок так же приводит к появлениям в дальнейшем различных страхов и фобий, связанных с отсутствием социализации, что опять таки дает неадекватность реакции на окружающую обстановку: агрессию или панику.
Кроме того, Нахождение щенка в боксе на витрине магазина приводит к постоянному вниманию к нему посетителей торгового центра. Даже те, кто не собирается покупать в данный момент животное, редко способны пройти мимо. Таким образом из-за постоянного повышенного внимания людей, а так же из-за агрессивного освещения и шума в магазине, щенок лишен возможности полноценного отдыха, т.к. в этом возрасте у щенков еще не уравновешены процессы возбуждения и торможения и они быстро перевозбуждаются.[5] Такое постоянное перевозбуждение, влекущее за собой сбой режимов отдыха и кормления, не может пагубно не отразится на нервной системе щенка. Кроме того, люди своим неправильным поведением могут неосознанно напугать щенка, причинить ему боль, вызвав тем самым негативный импринтинг, который в дальнейшем может проявиться агрессивным поведением собаки на определенный тип людей (чаще всего – детей), и с которым будет крайне сложно справиться даже специалисту. О подобных проявлениях психологических (нервных) травм, полученных собакой в детстве , писал еще И.П. Павлов [6]. Отдельно надо отметить, что данный вид нарушения адекватного восприятия щенком происходящего вокруг может произойти буквально в первые же минуты его нахождения в магазине
Т.о. помещение щенка в условия изолированного бокса магазина мешает полноценному становлению психики собаки, развитию ее способности к обучению, формированию навыков и умений в общении с сородичами, что практически неизбежно приводит к развитию различных страхов и фобий, агрессивных реакций на сородичей и людей, возникновению негативных импринтингов, снижает способность к обучению и как следствие – управляемость поведением собаки. Все это неизбежно ведет к многочисленным конфликтам с окружающими и делает проживание рядом с такой собакой некомфортным.
[1] [3] Л.В. Крушинский, А.П.Мазовер и
др. «Служебная собака», руководство по подготовке специалистов служебного
собаководства.
[6] И.П. Павлов «Академик Павлов. Избранные сочинения»
[4] Я.К. Бадридзе, АРХЭ, записи лекций.
[2] [5] Г.И. Блохин и др. «Кинология», учебное пособие для ВУЗов