Зоопсихолог

Стернина О.В.

Зоопсихолог, зоотехник-кинолог,

Полковник внутренней службы МЧС России

Несмотря на то, что тип нервной системы собаки является врожденным свойством, тем не менее, он формируется в тесной зависимости от условий ее существования [1]

Часть жизни собаки от рождения до полового созревания можно разделить на 4 периода: период новорожденности – первые 12 дней, переходный период – 2 и 3 недели, период социализации – с 4 по 9 неделю  и ювенальный период – с 10 по 32 неделю.

Наиболее критическими для становления нервной системы являются период социализации и начало ювенального периода, т.е. возраст с 4 по 10 неделю.[2]

Таким образом, возраст от 1 до 3 месяцев   –  это тот период,  который является решающим в формировании нервной системы собаки,  формировании ее взаимодействий с окружающим миром. От того, насколько правильным и полноценным будет ее содержание и выращивание в этот период,  зависит  успешность дальнейшего ее общения, как с сородичами, так и с представителями других видов, в т.ч. и с людьми. В этот период происходят наиболее яркий импринтинг на различные события, который проявляется определенной реакцией  на всю дальнейшую жизнь собаки. В зависимости от того, какое событие вызвало эмоцию,  реакция может быть как положительной, так и отрицательной. Бороться с  негативными проявлениями импринтинга, произошедшего в возрасте 1-3 месяцев крайне сложно [3].

Что же необходимо для правильного развития психики щенка? В первую очередь это общение с матерью и однопометниками. Только сука может научить щенка правилам общения с сородичами,  научить демонстрационному поведению, научить понимать и адекватно реагировать на поведение других собак.  На важность же общения с однопометниками неоднократно указывал в своих лекциях и известный этолог, д.б.н.  Я.К. Бадридзе. По результатам проведенных экспериментов щенки псовых, имеющие возможности совместных игр с ровесниками, в дальнейшем показывали более высокие результаты по решению сложных задач на протяжении длительного времени.[4]


Какая же ситуация складывается при нахождении щенка в зоомагазине.

Первое – это полная изоляция. Сидя в боксе щенок полностью лишен  общения с сукой и однопометниками, а, следовательно, лишен возможности обучаться видовому демонстрационному поведению, лишен возможности развивать свои когнитивные способности. Восполнить этот пробел в знаниях практически не возможно,  и требует серьезной коррекционной работы   специалиста, поскольку нахождение щенка в этом возрасте в изоляции,  ведет к его неадекватному поведению в дальнейшем при общении с другими собаками, проявляющемуся в немотивированном страхе или повышенном уровне агрессии по отношению к сородичам, вызванные непониманием их поведения.

Отсутствие полноценных игр с ровесниками снижает, как говорилось выше, когнитивные возможности животного, снижает способность к решению относительно сложных задач, что в свои очередь отражается на способность к обучению в дальнейшем, а соответственно – снижает возможность управлять поведением собаки во взрослом возрасте, что может иметь крайне негативные последствия  при проживания животного в  условиях мегаполиса.

Отсутствие полноценных прогулок так же приводит к появлениям в дальнейшем различных страхов и фобий, связанных с отсутствием социализации, что  опять таки  дает неадекватность реакции на окружающую обстановку:  агрессию или панику.

Кроме того, Нахождение щенка в боксе на витрине магазина приводит к постоянному вниманию к нему посетителей торгового центра. Даже те, кто не собирается покупать в данный момент животное, редко способны пройти мимо. Таким образом из-за постоянного повышенного внимания людей, а так же из-за агрессивного освещения и шума в магазине, щенок  лишен возможности полноценного отдыха, т.к. в этом возрасте у щенков еще не  уравновешены процессы возбуждения и торможения и они быстро перевозбуждаются.[5] Такое постоянное перевозбуждение, влекущее за собой сбой режимов отдыха и кормления, не может пагубно не отразится на нервной системе щенка. Кроме того, люди своим неправильным поведением могут неосознанно напугать щенка, причинить ему боль, вызвав тем самым негативный импринтинг, который в дальнейшем может проявиться агрессивным поведением собаки на определенный тип людей (чаще всего – детей), и с которым будет крайне сложно справиться даже специалисту. О подобных проявлениях психологических (нервных) травм, полученных собакой в детстве , писал еще И.П. Павлов [6]. Отдельно надо отметить, что данный вид нарушения адекватного восприятия щенком происходящего вокруг может произойти буквально в первые же минуты его нахождения в магазине

Т.о. помещение  щенка в условия  изолированного бокса магазина  мешает полноценному становлению психики собаки, развитию ее способности к обучению, формированию навыков и умений в общении с сородичами,  что практически неизбежно приводит к развитию различных страхов и фобий,  агрессивных реакций на сородичей и людей,  возникновению негативных импринтингов, снижает способность к обучению и как следствие –   управляемость поведением собаки.  Все это неизбежно ведет к многочисленным конфликтам с окружающими и делает проживание рядом с такой собакой некомфортным.



[1] [3]  Л.В. Крушинский, А.П.Мазовер и др. «Служебная собака», руководство по подготовке специалистов служебного собаководства.

[6] И.П. Павлов «Академик Павлов. Избранные сочинения»

[4] Я.К. Бадридзе, АРХЭ, записи лекций.

[2] [5]  Г.И. Блохин и др. «Кинология», учебное пособие для ВУЗов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *